Очереди за ОСАГО на Дону меньше не становятся
Вот уже почти месяц, как полисы ОСАГО окончательно поменяли цвет. Теперь донские автомобилисты вместо зеленых бланков получают розовые. Новые полисы имеют повышенную защиту — ведь чтобы именно исключить подделки и была задумана эта реформа. В Госзнаке их напечатали столько, что дефицита быть не должно. Но очереди в страховые компании не уменьшились, а жалоб от автомобилистов стало еще больше.
Очередь в «Росгосстрах» в понедельник. Ведется перекличка — 180 человек. Таганрог. Около полудня. Полис ОСАГО с утра получил один человек. Накануне счастливыми обладателями автостраховки стали двое. И такая ситуация везде.
В «Россгострахе» на наши официальные запросы не отвечают. Но позицию руководства компании мы знаем — ее озвучил в Ростове гендиректор Дмитрий Макаров. Он считает виновными в сложившейся ситуации автоюристов.
«Автоюристы работают строго в правовом поле. Все наши обращения — обращения в суд. Мы работаем в рамках закона защиты прав потребителя. И если бы страховые компании не нарушали права наших потребителей, мы бы не имели возможность работать», — говорит автоюрист Светлана Башлай.
В любом случае, говорит адвокат, деятельность автоюристов и наличие полисов ОСАГО — это две совершенно разные проблемы. Слушаем комментарий представителя Российского союза автостраховщиков.
«Бланки полисов выданы всем страховым компаниям с избытком, чтобы эти очереди были ликвидированы. Поэтому никаких технических оснований для того, чтобы не продавать эти полисы и не разобраться с очередями, у компаний нет», — уверил советник президента Российского союза автостраховщиков по развитию Андрей Знаменский.
По словам Андрея Знаменского, в Ростовской области довольно успешно работает недавно созданная система «Единый агент». Ее обслуживают 24 компании. Мы проверили, как это работает, в одном из офисов.
«Все страховые компании, которые имеют филиалы в токсичных регионах, продают полисы ОСАГО от имени всех страховых компаний, которые в принципе являются членами РСА-агента», — говорит заместитель директора — руководитель розничного блока в ростовском филиале СГ «Альфастрахование» Клавдия Колесникова.
Система работает по случайному принципу — страховая компания определяется по номеру ПТС. Очередей не наблюдаем. Процедура, по словам Клавдии Колесниковой, занимает 15-20 минут.
«Это не значит, что он должен идти в ту компанию, которая ему выпала. Здесь же, на месте, из данной системы РСА мы распечатываем полис с логотипами, печатями», — уверила заместитель директора — руководитель розничного блока в ростовском филиале СГ «Альфастрахование» Клавдия Колесникова.
Что касается урегулирования убытков, все происходит по обычной схеме — то есть надо обращаться в компанию, полис которой у тебя на руках.
Этот репортаж мы снимали на прошлой неделе. В офисе страховой компании — скандал. Клиенты, пришедшие получить свои полисы по очереди, полисов не увидели.
«Утром приходит некий человек, спускается из офиса, снимает эти все талоны и потом эти талоны раздает. Кому раздают, на каком основании и так далее — не понятно», — говорит автолюбитель Николай.
«Подходят некоторые люди. Говорят — тут не так, не так. Придет человек, у него тетрадь. Они хапнули талоны и исчезли», — говорит автолюбитель Арутюн Авакян.
Эти люди отстояли в своей очереди не один день и даже не неделю.
«Люди записываются. Они в течение двух недель должны отмечаться. Если человек не отметился, этот человек из списка вычеркивается», — пояснил автолюбитель Андрей Черников.
«В Шахтах очереди сумасшедшие. Вот такие списки там. Туда приехал, отстоял целый день, приняли три человека за целый день», — говорит автолюбитель Сергей Литвинов.
«Те же самые списки, по четыре человека в день они запускают по этому списку. С этим списком сидят дежурят люди. Все остальные — кто хочет вне списка попасть — им предлагают дополнительные услуги», — подтверждает автолюбитель Елена Якушенко.
«Это можно назвать одним емким русским словом — «бардак», — говорит автомобильный эксперт, ведущий программы «Авто-сити» на радио «Маяк» Андрей Осипов.
Ведущий «Маяка», авторитетный автоэксперт Андей Осипов, считает, что в этой ситуации виноваты автостраховщики.
«Вот, мол, нету. Глупости! Бланки полисов ОСАГО в любой компании есть и они выдаются РСА по первому желанию страховщика», — уверяет автомобильный эксперт, ведущий программы «Авто-сити» на радио «Маяк» Андрей Осипов.
Второй якобы еще более серьезный аргумент страховщиков, что ОСАГО убыточен, также по мнению Андрея Осипова, не имеет основания.
«Я всегда на это отвечаю статистикой того же самого РСА, согласно которой разница между суммой собранных денежных средств и размером выплат явно говорит не в пользу страховой компании. Разница достигает 30-40 процентов», — пояснил автомобильный эксперт, ведущий программы «Авто-сити» на радио «Маяк» Андрей Осипов.
Другими словами, говорит автоэксперт, бизнес, а страховые компании, включая «Росгострах», это частные компании — свои издержки перекладывает на плечи автолюбителей. Ну и третий аргумент. Якобы доходы у страховщиков забирают автоюристы.
«Совсем недавний случай. Новый автомобиль у клиента, и он невиновен. Для восстановления ему приходится бегать в страховую компанию. Страховая компания оценивает ущерб в 38 тысяч. Официальный дилер оценивает ущерб в 400 тысяч», — говорит автоюрист Светлана Башлай.
И такие случаи сплошь и рядом, говорит Светлана Башлай. Мало того, что клиентам страховых приходится буквально выбивать возмещение, так и возмещение это обычно мизерное. Впрочем, возвращаясь к полисам, что же делать автолюбителям? Наши эксперты советуют оформлять электронные страховки. Правда, мы попытались это сделать, но сервисы подавляющего большинства страховых компаний в Ростовской области временно недоступны. Представитель РСА считает, что в очередях стоять нет смысла — оформить полис сейчас можно в любом офисе любой компании. Что же до очередей, наши герои настаивают — нужно обращаться в антимонопольную службу, в Роспотребнадзор, в прокуратуру и отстаивать свои права. Ведь ОСАГО — обязателен по закону. И касается это и страхователей и страховщиков, которые, кстати, настаивали на введении ОСАГО.
"Дон-ТР"